Статус обязывает держать голову высоко
08.06.2017
Совету судей России исполнилось 25 летТекст: Антонян Нина
Что ни говори, а не случайно на Олимпе правосудием ведает не какой-нибудь бог, а богиня – Фемида. Ведь именно женщина способна не только быть справедливой и беспристрастной в нелегком деле карать и миловать, но и проникнуться душевной болью и заботами тех, кого она судит. Судья не имеет права быть равнодушным, очерстветь душой и в то же время обязан всегда неукоснительно стоять на страже закона – это поняла из своей многолетней практики судья Мурманского областного суда Наталия Пырч.
Зарплата 80 рублей, работа – круглосуточно
Она пришла работать в судебную систему в 1982 году. Поступала в Саратовский юридический институт, недобрала баллов, но домой к маме с папой не вернулась. Не найдя себя в списке зачисленных на первый курс, Наталия лишь укрепилась в решении стать юристом и пришла работать в один из районных судов секретарем судебного заседания. Причем первые два месяца трудилась на общественных началах, не получая ни копейки.
К ней приглядывались: сможет ли совсем юная девочка, вчерашняя школьница, тянуть неподъемный воз секретарских обязанностей? А потом приняли в штат. Зарплата – 80 рублей, работы невпроворот, протоколы судебных заседаний приходилось писать по ночам, днем времени не хватало. А еще секретарь должна была организовать работу народных заседателей, выполнять свои обязанности в судебном заседании, а потом обрабатывать и подшивать множество томов уголовных и гражданских дел.
Так Наталия отработала три года. И каждое лето вновь и вновь сдавала очередные вступительные экзамены. И наконец поступила.
В Мурманск приехала с мужем. Какое-то время работала в прокуратуре, а затем перешла в Октябрьский районный суд. Было это в 1993 году, и так получилось, что начало ее судейской судьбы совпало с серьезными переменами в жизни судейского сообщества страны. Началась судебная реформа.
Конечно, время для нее назрело. В 1989 году был принят Закон о статусе судей в СССР, а в 1991-м прошел I Всероссийский съезд судей, на котором было принято решение о создании Совета судей как органа, призванного защищать интересы членов судейского сообщества, представлять их в других органах государственной власти. В марте же 1992 года состоялось первое заседание Совета судей России в Москве.
К этому моменту российская судебная система переживала глубокий кризис, судейский корпус находился на грани развала. В те годы перестройки и разгула гласности суды буквально захлестнул поток заявлений от граждан по самым разным поводам. В судьи никто тогда не стремился. Тем более что у них не было четкого статуса, не имелось положений, регламентирующих работу, не хватало финансирования. Первое, с чего Совет судей РФ начал свою работу, – проект закона "О статусе судей в Российской Федерации". Его подготовили рекордно быстро – меньше, чем за три месяца. В июне 1992-го закон был принят.
В 90-е суды завалили исками
– Что изменилось для судей с принятием этого документа? – спрашиваю у Наталии Викторовны.
– Закон определил независимость судей в рассмотрении дел, самостоятельность в принятии решений и дал те гарантии, которые установлены в настоящее время. Сейчас мы руководствуемся этим законом, когда решается вопрос о назначении судей, о требованиях, которые предъявляются к ним, об их полномочиях и тех гарантиях, которые дает государство. Судейский корпус стал самостоятельной властью, независимой от исполнительной власти в принятии тех или иных решений. Всех судей субъектов РФ тогда объединили в один орган судейского сообщества. В него вошли суды общей юрисдикции, арбитражные и военные суды, а в дальнейшем – мировые. Этот орган решает и кадровые, и организационные вопросы, контролирует финансирование и расходование средств. Он же стоит на страже закона и в соблюдении Кодекса судейской этики.
Поскольку судьи должны были подчиняться только закону и Кодексу судейской этики, они получили возможность стоять на защите интересов граждан еще более принципиально. Совет судей стал активно содействовать тому, чтобы работа судов стала открытой и гласной. Именно по инициативе Совета судей Российской Федерации была создана ГАС (государственная автоматизированная система) "Правосудие", с помощью которой все принятые решения суда, вся информация о его деятельности публикуются на сайте, все можно прочитать в любое время. Кстати, задача Совета судей в том числе и взаимодействовать со средствами массовой информации, чтобы мы могли открыто рассказать о своей работе. Конечно, нас иногда упрекают журналисты в том, что судьи порой закрыты в той или иной ситуации. Но тут надо понимать, что судья, принявший решение или вынесший приговор, не может сразу комментировать его, поскольку существует процедура обжалования. Вот когда приговор или решение вступит в законную силу, тогда мы можем давать ту или иную правовую оценку.
– Вы пришли в Октябрьский районный суд города Мурманска совсем молодой судьей. Кто стал вашим наставником?
– Их было немало. Когда я поступила туда, там работали Раиса Шиловская, Вячеслав Кудрявцев, Валерий Тян, Евгений Ивашко – настоящие асы своего дела. Конечно, мне было чему у них поучиться. В первую очередь пониманию, независимости, работоспособности. В то время судьи вели прием граждан. И хотя в 18 часов заканчивался рабочий день, но сколько бы людей ни пришло, принимали всех обязательно. Основными в ту пору были споры по зарплате (ее хронически не платили во многих организациях), по восстановлению на работе, иные трудовые споры. Немало было обращений, связанных со взысканием денежных средств по договорам займа. Еще тогда граждане завалили суды исками о защите чести и достоинства, кстати, особенно много было таких к газетам. Как раз вышел закон о СМИ, и по каждому поводу приходилось разбираться. Обращались в суды обиженные острыми публикациями – и публичные лица, и простые граждане.
Порой приходилось отказывать в удовлетворении иска. Люди должны понимать: бывает, что закон не на твоей стороне. Например, где-то мы отказали в выселении, чтобы сохранить права несовершеннолетнего ребенка на квартиру. Но мы и реально помогали людям. Кому-то после решения суда выплатили зарплату – значит, мы защитили его права. В те годы суд, принимая решение, контролировал его исполнение. А сейчас исполнением решений суда занимаются судебные приставы, которые являются федеральными служащими. Однако действия судебных приставов могут быть оспорены в суде, и суд обязан проверить, законно ли они поступили при принятии соответствующего решения.
Защитить права человека
– Мне кажется, у нас еще общество недостаточно законопослушное...
– Нет, наши земляки, на мой взгляд, достаточно уважительно относятся к закону. Но у каждого случается в жизни ситуация, которая требует разрешения вопроса в суде. И это разрешение находится. Помните, не так давно в Ленинском районном суде был рассмотрен ряд дел, связанных с черными риелторами? У граждан тогда были сомнения – помогут ли им? Так вот, при оспаривании в суде таких сделок они были признаны незаконными, и стороны были приведены в первоначальное положение, квартиры возвращены владельцам. Также была ситуация, когда многие пенсионеры обращались в суд за защитой своих нарушенных прав потребителей, связанных с приобретением дорогостоящей техники, которую им порой буквально навязывали продавцы, приходя прямо в квартиру. Первоначально они подписывали договор с продавцами товара на приобретение дорогостоящей вещи, не читая его и не зная, что одновременно оформляют кредит. А потом оказывалось, что по договору им нужно было выплачивать деньги по кредиту со своей пенсии, что для многих было крайне затруднительно. При обращении в суд их требования были удовлетворены, деньги им вернули.
– Но как можно открыть дверь незнакомому человеку?!
– Все дело в том, что наши пенсионеры привыкли с советских времен доверять людям. Мы – наше поколение – из тех времен, когда каждый верил в справедливость. Но не зря был принят федеральный закон о защите прав потребителей, который помогает суду встать на сторону гражданина в случае продажи ему, к примеру, некачественного и ненужного товара и защитить его права. Кстати, этот закон с годами совершенствуется, и он реально работает. К тому же уже сложилась судебная практика в этом направлении. Теперь потребителю – гражданину выплачивается 100 процентов штрафа за некачественный товар или некачественную услугу. Вот только один пример. Пенсионерка заказала в частной фирме кухню. Взяла кредит, заплатила немалые деньги, все согласовала с изготовителем, а он не сделал. Она ремонт оплатила, а кухни нет. Обратилась в суд. Суд встал на защиту ее интересов, тем более что кухня хоть и была в конце концов изготовлена, но некачественно, да и не по тому проекту, какой заказывала клиентка. Процесс она выиграла.
Хочется предостеречь граждан от необдуманных поступков. Многие считают так: я поставлю под документом свою подпись, а дальше все пойдет само собой. Нет. Само собой не получится. Когда вы заключаете договор в банке или в микрофинансовых организациях, необходимо все внимательно прочитать: условия договора, что вы должны, и какие у вас будут штрафные санкции в случае просрочки договора. Когда граждане обращаются в суд, все сетуют, что договор не прочитал, а теперь нет денег, чтобы уплатить огромные проценты и неустойку. Однако поскольку договор подписан и гражданин взял на себя обязательства по возвращению средств, то суд принимает решение о возврате денег в соответствии с требованиями закона, и обижаться на судью не надо.
– А каких дел сегодня особенно много?
– Немало исков, к примеру, о взыскании компенсации морального вреда. Вот только один случай из практики. В поликлинике, а потом и в больнице одного из районов области молодой женщине неправильно поставили диагноз. Заболевание было серьезным, возможности направить пациентку на диагностику в Мурманск не нашлось, и лечили ее в районной больнице также неверно. А когда она попала наконец уже в тяжелом состоянии в областной центр, доктора там установили совершенно иной диагноз, но время было упущено. Совсем молодая женщина погибла, у нее остались маленькие дети. Близкие обратились в суд о взыскании компенсации морального вреда. Была назначена медицинская экспертиза, которая признала, что первоначальный диагноз был неверным. Компенсация морального вреда была взыскана.
Когда Наталия Пырч перешла работать из районного в областной суд, туда стали приходить люди, которые знали ее по прежней практике. Консультировать посетителей судье нельзя, но они все равно хотели встретиться именно с ней. И это говорит о многом. В первую очередь о доверии людей. Что же касается Совета судей области, туда может обратиться любой гражданин. И такое случается.
В основном, люди жалуются на нарушение судейской этики, на некорректное, как им кажется, поведение судьи. По мнению Наталии Викторовны, основная задача Совета судей – утверждение авторитета судебной власти, обеспечение выполнения судьями требований, которые к ним предъявляет Кодекс судейской этики. Судья должен помнить о своем звании и статусе не только во время работы, но и за пределами зала суда.
7 апреля 2017 года на областной конференции судей Наталия Пырч была избрана председателем Совета судей Мурманской области. И хотя эта должность общественная, выборная, забот приносит очень много. Как видим, Наталии Викторовне приходится решать очень много важнейших вопросов. Однако самый главный из них она решила еще в юности, когда раз и навсегда выбрала для себя дело жизни.