19.11.2016 года в газете «Вечерний Мурманск» опубликовано интервью председателя Первомайского районного суда С.М. Седых
21.11.2016
Вопросы от Фемиды19 ноября 2016
Что волнует судейское сообщество страны
В декабре в Москве пройдет очередной, девятый Всероссийский съезд судей. Уже известна его повестка – наиболее важные вопросы работы всей судебной системы.
Четыре года назад делегатом от Мурманской области в работе предыдущего съезда принял участие председатель Первомайского районного суда Мурманска Сергей Седых. Наш разговор состоялся в канун нового форума, за которым обязательно последуют новые решения и задачи.
Простых дел в суде не бывает
– Сергей Матвеевич, на какие первостепенные вопросы вы хотели бы услышать ответы с трибуны съезда? Что наболело?
– Скажу о главном – оптимизации нагрузки на суды. Она неравномерная по всей России, наша область – не исключение. Часть судов у нас работает в относительно нормальном режиме. Другая часть, это, как правило, все городские суды, – с запредельной нагрузкой. Что, согласитесь, нельзя назвать нормальным состоянием. От перегруженности судов в первую очередь страдают те, кто обращается к нам. Первомайский суд в лидерах по загрузке. По предварительным итогам текущего года, к нам поступило и уже рассмотрено порядка 10 тысяч гражданских дел, около 400 уголовных и тысяча административных дел. В среднем в месяц на одного судью приходится шесть уголовных дел и 60 гражданских.
Оппоненты говорят, что дела все разные – есть сложнее, есть проще. Но простых дел не бывает. Даже взыскание алиментов или коммунальных платежей порой представляет определенную сложность. Судья должен изу-чить все обстоятельства дела, выслушать все стороны процесса, правильно применить действующее законодательство с учетом сложившейся судебной практики, принять законное и обоснованное решение и написать мотивированное решение. Если сложить все временные затраты, то ни о каких 10-15 минутах для рассмотрения одного пусть даже простого дела говорить не приходится.
Дела – на "цифру"
– На прошлом съезде шла речь о повышении доступности судопроизводства для граждан. Среди путей решения проблемы – создание условий для электронного документооборота материалов суда. О каких изменениях в Первомайском суде уже можно говорить?
– Для удобства граждан в Первомайском суде, я считаю, сделано немало. В частности, залы судебных заседаний уже оборудованы комплексами для аудиопротоколирования судебных заседаний "Фемида". Есть зал с видеоконференц-связью. Такая система позволяет в режиме реального времени связываться со всеми судами и колониями, где есть аналогичная система, проводить опрос лица или выяснять необходимые для суда подробности. Установлена и работает система "ГАС-Правосудие". Это очень удобно. Граждане могут ознакомиться с датой и временем назначенных судебных заседаний и текстами решений. На официальном Интернет-сайте суда публикуем деперсонифицированные материалы по рассмотренным делам. В 2016 году в открытом доступе размещено около 10 тысяч материалов по гражданским делам, тысяча – по административным и около 300 материалов – по уголовным. Люди могут отследить ход рассмотрения дел, в случае необходимости получить судебное решение, познакомиться со сложившейся судебной практикой рассмотрения аналогичных дел.
К тому же у нас идет формирование банка судебных решений. Все принятые решения сразу же переводим в электронный вид. В перспективе планируется создать единый банк судебных решений, чтобы мы могли обмениваться данными в электронном виде со своими коллегами.
И еще нам в работе необходима взаимосвязь между различными структурами. Сегодня судьям приходится терять много времени для получения ответов на свои запросы. Даже если те отправляются по электронной почте. Электронная межведомственная система взаимодействия в режиме онлайн прямо из зала судебного заседания позволила бы получать требуемую информацию и не откладывать заседания на более поздние сроки. Стало бы проще и гражданам. Они смогли бы подавать документы в суд в электронном виде. Техническая возможность такого пути уже есть. Теперь слово за решением на законодательном уровне. К слову, об этом предстоит вести разговор делегатам съезда.
Неотвратимость и компромисс
– Во время между съездами в законодательстве произошло немало перемен. Одна из них – декриминализация части законов. Не отразится ли смягчение наказания на ситуации в обществе?
– Кто-то считает наше законодательство слишком суровым, кто-то – наоборот. Наша позиция, позиция Верховного суда – это правильно. Перешедшие от уголовного права к административному статьи не освобождают оступившегося полностью от ответственности. Они лишь предоставляют ему возможность встать на путь исправления. Порой к такому гражданину достаточно применить административное наказание. При этом человек осознает, что в случае повторного или более тяжкого преступления к нему будет применена уже уголовная статья. Лицо не уйдет от ответственности. Главное здесь, на мой взгляд, понимание неотвратимости наказания. На практике по преступлениям небольшой тяжести суды и так назначают наказания, не связанные с лишением свободы: штраф, обязательные и исправительные работы. То же возможно и в рамках административного законодательства. Такого наказания вполне достаточно для тех, кто впервые нарушил закон. Не зря же сейчас поднимается вопрос о введении такого понятия, как "уголовный проступок". Но только для лиц, впервые оступившихся.
Наличие факта судимости имеет свои долговременные последствия не только для самого осужденного, но и для его родственников. Отрицательный факт биографии может сказаться на детях при их поступлении на государственную службу или в иные структуры, где для кандидата необходима безупречная репутация. Поэтому за нетяжкие проступки для начала вполне достаточно такого наказания.
– На предыдущем съезде говорилось о медиации как одном из направлений совершенствования механизмов досудебного урегулирования споров. В Первомайском суде пользуются этим методом?
– Пока что у нас не было дел с участием медиаторов. Думаю, что проблема в том, что люди сами не готовы к такому способу разрешения их конфликтных ситуаций. Многие не знают о возможностях такого пути, о том, насколько безболезненно и бесконфликтно можно разрешить возникший спор. Об этом надо больше говорить. Мы стараемся, но насильно заставить людей воспользоваться институтом медиации судья не может. И второй момент – сами судьи не в полной степени освоили механизм применения медиации в гражданском процессе. Так что мы тоже учимся. Хотя примирительные процедуры для нас не новость.
В гражданском судопроизводстве многие дела прекращаются путем заключения мирового соглашения. Некоторые уголовные дела заканчиваются постановлением о прекращении в связи с примирением потерпевшего с подсудимым. В административном производстве тоже находят место компромиссы. Другой вопрос, что мы сами не в полной мере используем возможности медиаторов в разрешении каких-то споров. Особенно в семейных делах, где многие ищут пути примирения.
Кто идет на смену
– Как в Первомайском суде идет смена поколений судейского корпуса? Вы довольны уровнем подготовки своих молодых коллег?
– Судейское сообщество постепенно молодеет. И у нас в суде обновился кадровый состав судей. Конечно, на первых порах говорить о равнозначных заменах не приходится. Опытный судья со стажем отличается от новичка. Но сейчас существует жесткий отбор кандидатов в судьи. Они должны иметь юридический стаж, пройти квалификационный экзамен, стажировку. Так что многие молодые судьи готовы взять на себя ответственность и работать судьей. Конечно, тяжело. Особенно в большом городе и с учетом нашей нагрузки. Помогает отлаженная система повышения квалификации. Занятия проходят как в районном, так и в областном суде. В обязательном порядке для молодых судей – курсы повышения квалификации на базе Университета правосудия в Москве. Так что стараемся с минимальными потерями пройти через смену поколений. И не в ущерб основной работе.
– Судебный процесс невозможен без работы помощников судей, секретарей заседания. Среди них большая текучесть кадров. Она мотивирована напряженным ритмом работы?
– Эта проблема тоже станет предметом обсуждения на съезде. Без профессионального и укомплектованного аппарата работа суда и судебной системы в целом невозможна. Проблема может быть решена с принятием Федерального закона о судебной службе, над проектом которого сейчас идет активная работа. В силу различных причин у некоторых работников аппарата суда, несмотря на большой опыт и профессионализм, отсутствует возможность карьерного роста до уровня судьи, но они могли бы выполнять функции по обеспечению судебной деятельности.
Мировые проблемы
– Институт мировых судей оправдал свое назначение? Там достаточно проблем. Об этом тоже пойдет речь на съезде?
– Мировые суды работают уже более десяти лет. Мое отношение к ним неоднозначно. С одной стороны, такой суд нужен и востребован. С другой – в том виде, как он сейчас работает, получается как в поговорке: "У семи нянек дитя без глазу". Начнем с нагрузки на мировых судей. За два с половиной года на одного мирового судью она увеличилась со 150 до 400 дел в месяц. Это очень много.
Снижение нагрузки на мировую юстицию, на мой взгляд, возможно при двух условиях. Первое связано с изменениями в законодательстве в части всей мировой юстиции. Второе – с укреплением кадрового аппарата, перераспределением количества участков мировых судов области с городом. И как следствие – введением дополнительных штатных единиц на участках – помощников, тех, кто занимается электронным документооборотом, архивариусов. Сегодня штат мирового суда состоит всего лишь из самого судьи и двух ответственных секретарей. В год же через один судебный участок проходит до трех тысяч дел различных категорий. Так что без комплексной программы по развитию мировой юстиции в области не обойтись.
Подготовил Валерий СЕРЕБРЯКОВ
Фото из архива Первомайского районного суда.
"Вечерний Мурманск".